В сентябре этого года стоимость зимних шин и их установки выросла на пять процентов. Корреспондент “Вечерней Москвы” узнал от экспертов, как и почему меняются цены на шины.
По данным исследования одного из автомобильных интернет-порталов, б/у шины в продаже подорожали на 32 процента. В то же время в сентябре цены на новые шины выросли на пять процентов.
По словам юриста, специализирующегося на защите интересов автовладельцев Сергея Радько, одной из причин повышения цен стал накануне зимнего сезона.
“Поскольку зимние шины напрямую влияют на безопасность движения, вполне естественно, что перед холодами спрос поднимает цены”, – пояснил Радько. — Это касается и летних шин, но не в такой степени: многие считают, что на зимней резине важнее ездить в гололед, а летом с заменой можно повременить. Зима здесь приходит неожиданно, но и лето не всегда приходит «по расписанию», поэтому осенний спрос выше, чем до жары.
Также, по мнению автоэксперта, наличие шипов напрямую не влияет на цену.
«Некоторые типы обычных зимних шин могут быть дороже, чем их шипованные аналоги», — сказал Радко. — Срок годности резины тоже, наверное, не важен: большинство автолюбителей понятия не имеют ни о сроке годности, ни о сроке годности резины, а просто выбирают более дешевые варианты.
Кроме того, как отметил эксперт, многие производители шин, ранее базировавшиеся в РФ, ушли с рынка, уступив место нашим компаниям. По словам Радько, локализация производства — очень сложный процесс.
“Поскольку раньше заводы по производству резины принадлежали иностранным брендам, компания была очень зависима от иностранных “партнеров”: ей требовались машины и оборудование, запчасти и комплектующие, сырье и материалы”, – отмечает Радько. «Передача этих предприятий под российскую юрисдикцию сама по себе не может решить проблему непрерывного производства, поскольку быстро наладить процесс создания всего необходимого в РФ крайне сложно, а поставки этого из-за границы сегодня ограничены санкциями и осложняется ростом валютного курса.
Однако, по мнению эксперта, усиление конкуренции из-за роста цен не приведет к монополизации рынка.
“В условиях дефицита никто не может устоять перед искушением заработать на этом”, – пояснил юрист. – Если появятся признаки картельного слияния, обязательно потребуется вмешательство антимонопольной службы.
По словам Радько, сейчас сложились наиболее благоприятные условия для продвижения китайских товаров, а параллельный импорт сможет обеспечить необходимое количество и доступные цены на устаревшие бренды. Но это не решит проблему полностью.
– Санкционная война продолжается, и в ответ на параллельный импорт вводятся новые ограничения, ужесточается пограничный контроль и усложняются способы оплаты, партнеры в других странах находятся под постоянным риском вторичных санкций. Именно поэтому цены на некоторые модели зимних шин выросли на 60 процентов», — добавил Радько. «Все это приводит к необходимости принятия мер по развитию и локализации нашего производства.
Эксперт добавил, что иногда под видом параллельного импорта рынок наполняется товарами сомнительного происхождения – различного рода суррогатами и другими подделками, которые даже специалист не всегда может отличить от оригинала. И это касается многих сегментов рынка: электроника, запчасти, автохимия.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Сергей Канаев, автомобильный эксперт, член Российского экспертного совета по борьбе с контрафактом:
— С одной стороны, качество параллельно импортируемых шин оставляет желать лучшего и не всегда соответствует существующим стандартам поставщиков.
Выигрывают все как можно лучше: ценники, формируемые индивидуально, зависят не столько от способа импорта, сколько от требований к качеству комплектующих. Картеля здесь нет, поэтому вряд ли что-то изменится, даже если в соответствующие органы поступит жалоба.
С другой стороны, такой способ поставки вполне может обеспечить необходимое количество товара. Конечно, результаты китайского автопрома впечатляют; они производят много каучука. Они не являются лидерами на внешнем рынке, поскольку отправляют товары в основном своим потребителям.